404 Not Found

Not Found

The requested URL /tags/4.0.1/TopBanner.html was not found on this server.


Apache Server at core.svn.wordpress.org Port 80

Десять советов директору- новичку.Советы восьмой,девятый и десятый

nbutabaeva Новости Add comments

Совет восьмой:
Особое внимание – расписанию

 По своей предыдущей работе вы прекрасно знаете, что хотя бы за несколько дней до начала учебного года необходимо иметь расписание уроков, которое составляется, как правило, заместителями директора школы. В отдельных школах, где есть должность завуча-диспетчера, этим занимается он. Сама школьная жизнь тоже удивительно похожа на расписание в том смысле, что затрагиваешь что-то одно, а в движение приходит вся цепь. Так и с расписанием уроков: для того чтобы начать его делать, у заместителей должны быть данные обо всех учителях и их учебной нагрузке. Следовательно, до начала составления расписания надо «закрыть вакансии» или распределить учебную нагрузку между имеющимися учителями. А ведь для этого надо поговорить с каждым из них и получить письменное согласие.
Составление расписания уроков – это очень серьезный труд, требующий знаний, умений и достаточно большого количества времени. Поэтому нельзя дать заместителям необходимые сведения, а через день требовать готовое расписание. И еще одно: не надо «дергать» людей, когда они занимаются этой работой. Советую: лучше чтобы ваш заместитель, составляющий расписание, работал дома.
 Подготовленное замом расписание вам предстоит утвердить, а для этого, разумеется, проверить правильность того, что сделано, и тем самым взять ответственность на себя. Так что нельзя подходить к утверждению расписания как к какому-то формальному акту. К сожалению, в некоторых школах расписание делают для учителя, а не для школьников. Представляете, расписание движения пассажирских поездов известно лишь железнодорожникам и неведомо пассажирам? Нелепость! Но, увы, со школьным расписанием часто бывает именно так. Конечно, я понимаю, что трудностей у составителей немало: большая нагрузка педагогов, наличие совместителей и т.п.
 Но все же необходимо исходить из интересов учеников, а это значит выполнять гигиенические требования, заботясь о равномерном    распределении   учебной    нагрузки    по   дням недели.     Утверждая  расписание,     непременно     обратите внимание: 
 Во-первых, на то, насколько выдержана в каждом классе предельно допустимая недельная учебная нагрузка.
 Во-вторых, не случилось ли так, что в каком-то классе в один и тот же день есть уроки музыки и физкультуры или изобразительного искусства, обслуживающего и технического труда (в любом сочетании). Если есть, надо переделывать расписание, так как это означает, что у детей будут очень «легкие» и очень «тяжелые» учебные дни.
 В-третьих, в каких классах и почему имеются сдвоенные уроки? Сколько раз в неделю? Есть классы, где сдвоенные уроки обязательны, например, литература в старших классах. А есть классы, где это «сдвоение» неоправданно, например, три раза в неделю по два урока математики в пятых классах.
 В-четвертых, в какие дни поставлены предметы, имеющие в базисном учебном плане по одному – два часа. И учащимся, и учителям трудно, когда между этими уроками образуется большой перерыв.
 В-пятых, посмотрите, как выглядит во всех классах расписание уроков на понедельник. Для учащихся легче, когда на этот (тяжелый и для взрослых, и для детей день) приходятся сдвоенные уроки, поскольку им надо в выходные дни готовиться по меньшему количеству предметов.
 В-шестых, каково ежедневное количество уроков в каждом классе. Если есть день, когда в классе, например, четыре урока, а в два других дня – по шесть, то такое недопустимо.
 В-седьмых, какие предметы проставлены в классах на втором и третьем уроках. Медики определяют, что это наиболее продуктивное время, пик умственной активности. Поэтому желательно, чтобы «трудные» для учащихся класса предметы выпадали как раз на эти часы. (Недаром, как правило, на контрольных министерских работах написано: «проводить на втором-третьем уроках».)
 В-восьмых, обратите внимание, не попали ли в
расписание платные дополнительные образовательные услуги,
если таковые имеются в вашей школе. (Этого не должно быть.
На такие услуги должно существовать специальное расписание второй половины дня.)
 В-девятых, очень важна стабильность расписания, нет ничего худшего, если оно меняется каждый месяц или каждую неделю.

 Проверив расписание для учащихся, не торопитесь утверждать его, посмотрите сначала расписание по учителям. Его экземпляр должен быть у вас на рабочем столе, чтобы всегда знать, в каком классе дает урок тот или иной учитель, и планировать свои посещения, а также знать, у кого «окно»,
если требуется заменить кого-то из педагогов. Посмотрите, не разорваны ли параллели у учителей, у которых большое количество лабораторных работ (преподавателей физики, химии, биологии). Представьте учителя физики, у которого первый урок в девятом классе, второй – в шестом, третий  в восьмом, четвертый – в девятом «Б», пятый – в седьмом. А ведь ему предстоит проводить и практические работы, и, стало быть, он должен пять раз убирать и заново ставить на столы приборы. Практические требования учителей таких предметов, чтоб у них в течение одного учебного дня «не
разбивались параллели классов», – это не блажь и не прихоть,
а одно из необходимых условий для их успешной работы. Да и
другие предметники просят о том же, потому что когда
первый урок давал в девятом  классе, на второй бежишь в пятый,  потом снова в девятый,  за короткое время перемены трудно перестроиться. Стоит посмотреть, в каких классах у учителей поставлены последние уроки. Педагогу очень трудно, если, например, в каком-то одном классе у него четыре раза в неделю последние, шестые уроки.
 Еще посмотрите, у скольких учителей вашей школы есть среди недели «методический день», у скольких нет. Наличие методического дня обязательно для тех учителей, которые в первой половине дня занимаются на курсах повышения квалификации. Желательно дать такой день тем, у кого это позволяет сделать учебная нагрузка.
 Итак, расписанию – особое внимание. После окончания первой четверти неплохо провести среди учащихся анкету с такими вопросами: какой день недели для вас самый трудный? Почему? Какой день недели для вас самый легкий? Почему? Напишите ваши пожелания по расписанию уроков. Можно провести анкету и среди учителей, выявить их пожелания. Все анкеты надо проанализировать, по возможности учесть пожелания, внести коррективы в расписание на вторую четверть. Хорошее, грамотно составленное расписание – великое благо и для школьников, и для педагогов, один из путей борьбы с перегрузкой учащихся.
 Сейчас разработаны компьютерные программы по составлению расписания – это очень хорошее  подспорье в организации нормального режима работы образовательного учреждения.
Совет девятый:
Графики работы

 До начала учебного года необходимо также составить, утвердить и довести до сведения каждого (заместителей директора, секретаря, библиотекаря, вожатого, там где он есть, лаборантов, технического персонала) график его работы под расписку. Вы знаете, что в нашей стране установлена 40 часовая рабочая неделя. Если представить, что вы даете каждому работнику часовой перерыв на обед, то при пятидневной рабочей неделе получится 45 рабочих часов в неделю. Вы устанавливаете продолжительность работы каждого на каждый день, исходя из потребностей учреждения. Учебная нагрузка ваших заместителей как учителей входит сорок (или в моем примере сорок пять) часов. Любая проверка финансово-хозяйственной деятельности школы контрольно-ревизионным управлением начинается, как правило, с проверки этого графика. Все недостающее время совершенно справедливо рассматривается как неотработанное, суммируется, обсчитывается, выводится излишне выплаченная сумма, которая подлежит возвращению в бюджет.
 Необходимо учесть, что если у вас имеются сторожа, то продолжительность работы в ночное время (с 22 часов вечера до 6 утра) сокращается на один час.
 Также до начала учебного года необходимо составить и утвердить график дежурства членов администрации. Оно начинается с утренней линейки и заканчивается с завершением занятий кружков и секций или учебных занятий второй смены. Дежурный администратор – главный человек в этот день. Директор может быть в школе, но надо приучить коллектив к тому, что по всем вопросам следует обращаться к дежурному администратору. Можно разделить день на двух дежурных: первый – до обеда, второй – после обеда до конца дня. Делайте так, как удобнее вам и вашим заместителям. Считаю абсолютно неверным, когда у дежурного администратора в день дежурства большое количество уроков. Если он занят на своих уроках, то он ничего не видит и не слышит из того, что происходит в школе, а посетитель ничего не может с ним решить. В этом случае административное дежурство превращается в пустую формальность. Желательно иметь журнал (тетрадь) дежурного администратора,  куда записывается самое главное за день. Это необходимо, так как дежурный следующего дня должен знать, что необходимо сделать с самого утра.
 Наряду с административным,  составляется на четверть или полугодие график дежурства классов по школе. Желательно не ставить на дежурство в первом полугодии 5-е классы,   во   втором  –  9-е классы. В   графике дежурства, который     вывешивается     на     первом     этаже,     в     графе «ответственный» ставится фамилия старосты класса.

График работы

 Ф.И.О.

 Должность

 Кол-во
ста вок Дни недели Итого
часов
(без обеда) Подпись
    Пн Вт. Ср 
Чт
 Пт 
Сб
 Вск  
1. Иванова
А.Г. Зам. дир-ра       по хоз.части 1 8-17 11-20 9-18 10-15 8-21 – – 40 
2. Петрова
Л.В. Уборщик сл.помещ. 1,5 8-21 8-21 8-21 8-19 8-19 9-13 – 60 
3. ……..           
График работы администрации с 730 до 1800 также расписать  на каждый день.

Совет десятый:
Распределяем обязанности между        членами
администрации (в годовом плане работы школы)

 Еще один принципиально важный момент и для работы всей школы, и для развития ваших отношений с заместителями – это распределение обязанностей между членами администрации. Кстати, по этому вопросу вы издаете специальный приказ. Формально вроде бы все ясно, так как существуют «Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РУз», где определены должностные обязанности по должности «Директор» и «Заместитель директора». Но все, что предложено, необходимо наполнить конкретным содержанием, распределяя обязанности даже между вашими заместителями. Например, кто отвечает за подготовку отчета по форме ОШ-1? Или в приказе по охране труда вы возложили на каждого из заместителей определенные обязанности, но их ведь нет в тарифно-квалификационных характеристиках? Следовательно, все это необходимо вписать в издаваемый вами приказ. А может быть, вам лично тоже необходимо взять на себя ответственность за тот или иной конкретный участок учебной работы, скажем, за работу учителей и учащихся 9-х классов или учителей определенного цикла, например, гуманитарного?
 Прежде чем принять какое-либо решение, посмотрите приказ по распределению должностных обязанностей прошлого года и должностные инструкции своих заместителей. После этого побеседуйте с ними. Одно вам должно быть ясно, – чем более пунктуально, скрупулезно и конкретно будут расписаны обязанности каждого, тем меньше будет поводов для конфликтов в вашей совместной работе.
 Как один из вариантов предлагаю вашему вниманию текст приказа «О распределении обязанностей между членами администрации школы».

ПРИКАЗ
от………                                                                                   № ___

«О распределении обязанностей
между членами администрации
школы».

 В целях улучшения работы администрации школы, недопущения дублирования, создания системы координации действий

ПРИКАЗЫВАЮ:

 1. Определить следующие должностные обязанности директору школы:
 Осуществляет руководство учреждением в соответствии с его Уставом и законодательством. Обеспечивает системную  образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную (производственную) работу учреждения. Определяет
стратегию, цели и задачи развития учреждения, принимает решения о программном планировании его работы. Совместно с советом учреждения и общественными организациями осуществляет разработку, утверждение и
внедрение программ развития учреждения, учебных планов, курсов, дисциплин, годовых календарных учебных графиков, Устава и Правил внутреннего распорядка и др. Определяет структуру управления учреждением, штатное расписание. Решает учебно-методические, адми-нистративные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы. Планирует,
координирует и контролирует работу структурных подразделений, педагогических и других работников. Осуществляет прием на работу, подбор и расстановку педагогических кадров. Определяет должностные обязанности работников, создает условия для повышения их профессионального мастерства. Поощряет и стимулирует творческую инициативу работников, поддерживает благоприятный морально-психологический климат в
коллективе. Формирует контингенты обучающихся (воспитанников), обеспечивает их социальную защиту. Является государственным опекуном (попечителем) воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, защищает их законные права и интересы (личные, имущественные, жилищные, трудовые и др.), принимает меры к созданию условий для поддержания их родственных связей. Обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, общественностью, родителями (лицами, их заменяющими).
 Содействует деятельности учительских (педагогических) организаций и методических объединений. Регулирует деятельность общественных (в том числе детских и молодежных) организаций, разрешенных законодательством. Обеспечивает рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников. Представляет
учреждение в государственных, муниципальных, общественных и  иных органах, учреждениях. Обеспечивает учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документации. Несет
ответственность за реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, за качество образования выпускников, жизнь и здоровье, соблюдение прав и свобод обучающихся
(воспитанников) и работников учреждения во время образовательного процесса в установленном  законодательством  порядке.
 Руководит работой своих заместителей и контролирует ее. Является председателем педагогического совета и председателем экзаменационной комиссии на выпускных   экзаменах   в 9-х   классах.    Курирует   работу учителей гуманитарного цикла: родного, русского языка и литературы, истории, граждановедения, мировой художественной культуры, изобразительного искусства и музыки.
 Проводит совещания при директоре.
 Организует работу по охране труда и технике безопасности. Ведет «Журнал регистрации вводного инструктажа по безопасности труда».

 2. Определить следующие общие обязанности для заместителей директора по учебно-воспитательной работе в начальной школе и старших классах:
 Организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива. Координирует работу преподавателей, воспитателей и других педагогических работников по выполнению учебных планов и программ, а также разработку необходимой учебно-
методической документации. Руководит профессиональным обучением и планирует эту работу. Осуществляет контроль за качеством образовательного и воспитательного процессов и объективностью оценки результатов
образовательной подготовки обучающихся (воспитанников), работой кружков и факультативов. Организует работу по подготовке и проведению экзаменов. Координирует взаимодействие между представителями педагогической науки и практики. Организует просветительскую работу
для родителей. Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий. Организует учебно-воспитательную (методическую, культурно-массовую, внеклассную) работу.
Осуществляет контроль за учебной нагрузкой обучающихся
(воспитанников). Составляет расписание учебных занятий и других видов учебной и воспитательной (в том числе культурно-досуговой) деятельности. Обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации.
 Оказывает помощь коллективам обучающихся (воспитанников) в проведении культурно-просветительных и оздоровительных мероприятий. Осуществляет комплектование и принимает меры по сохранению контингента обучающихся (воспитанников) в кружках и т.п. Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса. Принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников учреждения. Отвечает за организацию работы по охране труда и соблюдению правил техники безопасности. Принимает меры по оснащению мастерских, учебных лабораторий и кабинетов современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнению библиотеки и методического кабинета учебно-методической и художественной литературой, журналами и газетами. Осуществляет контроль за состоянием медицинского обслуживания обучающихся (воспитанников).
 2.1. Заместитель директора по УВР в начальных классах курирует работу групп продленного дня. Проводит общешкольные родительские собрания в начальной школе. Ведет журнал замены пропущенных уроков в начальной школе. Отвечает за статистическую отчетность по начальной школе. Ведет «Журнал регистрации несчастных случаев с учащимися, воспитанниками», происшедшими на уроках и во время работы групп продленного дня.
 2.2. Заместитель директора по УВР в старших классах курирует работу учителей физико-математического цикла: математики, информатики, физики, технологии. Готовит материалы по тарификации учителей, отвечает за подготовку статистических материалов по форме ОШ-1. Ведет журнал замены уроков в средней школе. Проводит инструктаж по безопасности труда на рабочем месте. Ведет «Журнал инструктажа безопасности труда на
рабочем месте».
 
 3. Определить следующие обязанности заместителя директора школы по духовности и просветительству: содействует развитию личности,  талантов  и  способностей,  формированию   общей культуры   обучающихся (воспитанников, детей), педагогизация социальной сферы. Изучает возрастные и психологические особенности, интересы и потребности обучающихся (воспитанников, детей), создает условия для их реализации в различных видах творческой    деятельности.     Организует    работу    детских клубов, секций и других любительских объединений,
разнообразную индивидуальную и совместную деятельность учащихся (воспитанников, детей) и взрослых. Руководит работой по одному из направлений деятельности учреждения: техническому, художественному, спортивному, туристско-краеведческому и др. Способствует реализации
прав ребенка на создание детских ассоциаций, объединений.
Организует вечера, праздники, походы, экскурсии, поддерживает социально значимые инициативы обучающихся (воспитанников, детей) в сфере их свободного времени, досуга и развлечений. Привлекает к работе с
обучающимися (воспитанниками, детьми) работников учреждений культуры и спорта, родителей, общественность. Оказывает поддержку детским кооперативам,  иным формам организации труда обучающихся        (воспитанников, детей). Организует каникулярный отдых обучающихся (воспитанников, детей), несет ответственность за их жизнь и здоровье в период образовательного процесса. Контролирует ведение «Журнала инструктажа учащихся по охране и безопасности труда при организации общественно-полезного, производительного труда и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий».
 Организует работу методической комиссии классных руководителей. Утверждает планы воспитательной работы классных руководителей. Систематически контролирует посещаемость и успеваемость «трудных» учащихся. Курирует работу учителей биологии, химии, географии.

 4. Определить следующие обязанности заместителя директора школы по административно-хозяйственной части: осуществляет руководство хозяйственной деятельностью учреждения. Осуществляет контроль за хозяйственным обслуживанием и надлежащим состоянием учреждения. Контролирует рациональное расходование материалов и финансовых средств учреждения. Руководит работами по благоустройству, озеленению и уборке территории. Координирует работу подчиненных ему служб и структурных подразделений. Принимает меры по расширению хозяйственной самостоятельности учреждения, современному заключению необходимых договоров. Осуществляет работу по своевременному проведению инвентаризации в школе. Руководит комиссией по списанию материальных средств, пришедших в негодность: проводит эту работу ежемесячно.
 Является в соответствии с приказом по школе материально ответственным, лицом за доставку и выдачу заработной платы.
 Отвечает за пожарную безопасность, работу по охране труда и технике безопасности с техническим персоналом. Проводит с персоналом вводные инструктажи и инструктажи на рабочем месте с записью в соответствующих журналах.
 Распределяя обязанности, директору необходимо помнить, что руководить можно и нужно с помощью коллектива. Добиваясь партнерства в работе, привлекая коллектив к участию  в управлении школой, вы  создаете условия для активного сотрудничества в решении проблем школы, а не пассивного выполнения приказов. 
 Чтобы этого добиться, нужна команда из административного состава, команда единомышленников, творческих и инициативных педагогов, могущих делегировать новые идеи  в коллектив для выработки, принятия или реализации управленческих решений. И дело молодого директора –   создать такую команду.

* * *
 Итак, уважаемый директор, вот далеко не полный перечень того, что необходимо сделать всего лишь за две недели перед началом нового учебного года. Поверьте мне на слово, что дальше дел и хлопот окажется значительно больше. И не терзайте себя сомнениями: Да разве это можно сделать?
 Можно! Все зависит, главным образом, от вас, от ваших умений и желаний.

Leave a Reply

WP Theme & Icons by N.Design Studio
Entries RSS Comments RSS Log in