404 Not Found

Not Found

The requested URL /tags/4.0.1/TopBanner.html was not found on this server.


Apache Server at core.svn.wordpress.org Port 80

Положение о наставничестве.

nbutabaeva Новости Add comments

 Для того, чтобы все стороны наставнической деятельности в школе были четко обозначены, регламентированы, определены критерии отбора наставника, его обязанности и мотивация, а также оговорены права и обязанности молодого специалиста во взаимодействии с наставником, необходим регулирующий документ.Таким документом может быть Положение о наставничестве:

ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ   (примерное)


                  школы_______________ №__1. Общие положения.
1.1. Школьное наставничество – разновидность индивидуальной воспитательной работы с молодыми учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на  должность, по которой они не имеют опыта работы.
Наставник – опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравст¬венными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.
Молодой специалист – начинающий учитель, как правило, овладевший знаниями основ педагогики по программе вуза, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенство¬ванию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руко¬водством наставника по согласованному плану профессионального становления.
1.2. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и уме¬ний ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.
1.3. Правовой основой  школьного наставничества являются настоящее По¬ложение, другие нормативные акты регламентирующие вопросы про¬фессиональной подготовки учителей и специалистов образовательных учреждений.
2. Цели и задачи наставничества.
2.1. Целью школьного наставничества в образовательном учреждений является оказа¬ние помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование в школе кадрового ядра.
2.2.  Основными задачами школьного наставничества являются:
–  привитие молодым специалистам интереса к. педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательном учреждении;
– ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
– адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.

3. Организационные основы наставничества.
3.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.
3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора школы по учебно-воспитательной (методической) работе и председатели методических объединений, в которых организуется наставничество.
3.3. Председатель методического объединения подбирает наставника из наиболее под¬готовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, комму¬никативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готов¬ность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической дея¬тельности и работе школы, стаж педагогической деятельности не менее пяти лет, в том числе не менее двух лет по данному предмету.
Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных.
 3.4. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях методического объединения, согласовываются с заместителем директора по УВР (методической) работе и утвержда¬ются на заседании Методического совета.                   
 3.5. Основанием для утверждения наставника является выписка из заседания методического объединения, согласованная с заместителем директора по УВР ( методической) работе.
Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого на¬ставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен, по рекомендации Мето¬дического совета  приказом директора школы с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому спе¬циалисту на срок не менее одного года.
Приказ о закреплении наставника издается не позднее двух недель с момента назна¬чения молодого специалиста на определенную должность.
3.6. Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников об¬разовательного учреждения:
? впервые принятыми учителями (молодыми специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
?  выпускниками высших учебных заведений, при¬бывшими в образовательное учреждение по распределению;
? учителями, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и ов¬ладения новыми практическими навыками;
? учителями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике).
3.7.Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:
? увольнения наставника;
? перевода на другую работу подшефного или наставника;
? привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
? психологической несовместимости наставника и подшефного.
3.8. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым учителем в период наставничества. Оценка производится на проме¬жуточном и итоговом контроле.
3.9. Для мотивации деятельности можно рассмотреть вопрос о поощрении наставника из директорского фонда образовательного учреждения.
За успешную многолетнюю работу наставник отмечается директором школы по дейст¬вующей системе поощрения вплоть до представления к почетным званиям.
3.10. По инициативе наставников они могут создавать орган общественного само¬управления – Совет наставников.
4. Обязанности наставника:
? знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нор¬мативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
? разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педа¬гогической, методической и профессиональной подготовки по предмету; изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
? знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
? вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового рас¬порядка, охраны труда и техники безопасности);
? проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;
? разрабатывать совместно с молодым специалистом План профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
? оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педаго¬гической профессией, практическими приемами и способами качественного про¬ведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки; личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессиональ¬ного кругозора;
? участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести дневник работы наставника и периодически докладывать председателю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, ре¬зультатах его труда;
? подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, состав¬лять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
5. Права наставника:
? с согласия заместителя директора по УВР ( председателя методического объединения) подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников школы;
? требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письмен¬ной форме.
6. Обязанности молодого специалиста.
6.1. Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника рассматрива¬ется на заседании М/О, с указанием срока наставничества и будущей специализации и ут¬верждается приказом директора школы.
6.2. В период наставничества молодой специалист обязан:
? изучать Закон РУЗ «Об образовании», Национальную программу по подготовке кадров, «Государственную общенациональную программу развития школьного образования на 2004-2009 годы», другие нормативные акты, определяющие его слу¬жебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
? выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
? постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладе¬вать практическими навыками по занимаемой должности;
? учиться у наставника передовым методам, современным педагогическим технологиям и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
? совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень; периодически отчитываться о своей работе перед наставником и председателем методического объединения.

7. Права молодого специалиста.
Молодой специалист имеет право:
? вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенство¬ванию работы, связанной с наставничеством; защищать профессиональную честь и достоинство;
? знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его рабо¬ты, давать по ним объяснения;
? посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической дея¬тельностью;
? повышать квалификацию удобным для себя способом;
? защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, свя¬занного с нарушением норм профессиональной этики;
? требовать конфиденциальности дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.
8. Руководство работой наставника.
8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на за¬местителя директора школы по учебно-воспитательной (методической) работе.
8.2. Заместитель директора школы по УВР обязан:
? представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить при¬каз о закреплении за ним наставника;
? создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником;
? посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;
? организовать обучение наставников передовым педагогическим технологиям, формам и методам индивиду¬альной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
? изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставни¬чества в образовательном учреждении; определить меры поощрения наставников.
8.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специали¬стами несут председатели методических объединений.
Председатель методического объединения обязан:
? рассмотреть на заседании методического объединения индивидуальный план работы наставника;
? провести инструктаж наставников и молодых специалистов;
? обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соот¬ветствии с настоящим Положением;
? осуществлять систематический контроль работы наставника; заслушать и утвердить на заседании методического объединения отчеты моло¬дого специалиста и наставника и представить их заместителю директора школы по УВР.
9. Документы, регламентирующие наставничество.
9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
? настоящее Положение;
? приказ директора школы об организации наставничества; 
? планы работы педагогического, методического совета, Совета наставни¬ков, методических объединений;
? протоколы заседаний педагогического, методического совета, Совета наставников, методических объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества;
? методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству. 

Leave a Reply

WP Theme & Icons by N.Design Studio
Entries RSS Comments RSS Log in