404 Not Found

Not Found

The requested URL /tags/4.0.1/TopBanner.html was not found on this server.


Apache Server at core.svn.wordpress.org Port 80

Формы интерактивных методов обучения

nbutabaeva Новости Add comments

urok

 Предлагаем Вам познакомиться с методической разработкой Н.П.Бутабаевой “Групповая работа – опыт равноправного взаимодействия или технология обучения в сотрудничестве” 

Групповая работа давно вошла в школьную жизнь. Однако учителями эта форма работы не всегда правильно применяется.
Поэтому есть необходимость определить дидактические условия, с учетом которых должна строиться эта форма обучения.
В мировой школе используются три организационные формы обучения: индивидуальная, групповая и фронтальная.
– индивидуальная форма – взаимодействие: Учитель »» ученик;
– фронтальная форма – взаимодействие: Учитель »» ученик, ученик, ученик… и т.д.;
– групповая форма – взаимодействие: Учитель «« »» [ученик «« »» ученик? «« »» …], «« »» [ученик «« »» ученик «« »» …] и т.д.
На разных исторических этапах предпочтение отдавалось то одной, то другой из них. Примерно до XVI веке основной была индивидуальная форма. Затем ее заменяет групповая.
В XVII веке Я.А.Коменский создает классно-урочную систему, где преобладает фронтальная форма. В XIX веке она становится ведущей в массовой школе.
В 20-е годы в советской школе была групповая форма обучения, основаная на позаимствованной у американцев принципа индивидуального обучения Дальтон-план. Наши исследователи внесли в него ряд корректив и на свет появился бригадно-лабораторный метод. Для выполнения определенного задания сроком на 1-2 недели учащихся в классе делили на бригады. В условленное время бригадир отчитывался перед учителем за всё сделанное. Однако этот метод показал свою неэффективность, и в начале 30х годов вновь вернулись к классно-урочной системе с фронтальной формой обучения.
Эта форма и по сей день в нашей школе является основной.
Но изменения в мировой педагогике на исходе ХХ и начала ХХI столетия, когда образование становится личностно-ориентированным, наблюдается переход к таким моделям, которые ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой и происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. Мировой тенденцией в этом процессе является переход в рамках классно-урочной системы от фронтальной к индивидуальным и групповым видам работы.
Групповая работа строится на следующих принципах:

– Класс разбивается на несколько небольших групп – от 3 до 6 человек.
– Каждая группа получает свое задание.
Задания могут быть одинаковыми для всех групп либо дифференцированными.
– Внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли.
– Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками.
– Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.
Как видим, для такой работы характерно взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. Появляется новый подход – интерактивное обучение. Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. При этом «погруженное» не означает «замещенное» общением.
Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы с передаточных на диалоговые т.е. основанные на взаимодействии и взаимопонимании.
В группе интерактивного обучения должны осуществляться 2 основные функции, необходимые для успешной деятельности:
– решение поставленных задач (учебных, поведенческих);
– оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.
Требования к учебному материалу.

При отборе учебного материала для групповой работы необходимо четко уточнить, какие виды знаний будут представлены в предлагаемом для совместного выполнения заданий: понятия, факты, законы, методические знания и т.д.
Не всякий учебный материал подходит для групповой работы.
К нему предъявляются 2 требования:

* задание должно быть сложным, чтобы его можно расчленить на отдельные подпункты, подзадачи,

* быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать разные точки зрения, несовпадения позиций.
Чем более трудным оно является, чем больше информации, тем интенсивнее идет взаимодействие между участниками группы. Только нестандартная постановка проблемы вынуждает школьников искать помощи друг у друга, обмениваться точками зрения – так формируется общее мнение группы.
Групповая форма обучения должна решать три основные задачи:

* конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией,

* коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы,

* социально-ориентированную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
При организации интерактивного обучения, необходимо учащихся познакомить с нормами группового поведения:

* в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все участники;
* каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;

* следует говорить так, чтобы тебя понимали, высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;

* если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание» (например, правильно ли я понял?…);

* критикуют идеи, а не личности;

* цель совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме и т.д.
Опираясь на эти нормы, можно выработать правила работы в группах совместно с учащимися, например:

* Правило поднятой руки.

* Быть вежливым.

* Уметь слышать и слушать.

* Придерживаться регламента и т.д.
Правила работы в пословицах, например:

* Без труда не вытащишь рыбки из пруда.
* Под лежащий камень вода не течет.
* Смелость города берет.
* Где юмор и смех – там в работе успех.
* Чтобы других учить – надо свойи ум наточить и т.д.
Правила работы в афоризмах и крылатых выражениях, например:
* Правилам следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям – просторно.
/Некрасов/
* Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал
/Саади/
* Обучать – значит вдвойне учиться
/Шубер/
* Болтун подобен маятнику: и того и другого надо остановить
/К.Прутков/
* Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо
/Плутарх/
* Если бы криком можно было построить дом, то осел построил бы целую улицу
/Восточная мудрость/
* При согласии незначительные дела вырастают, при несогласии величайшие гибнут
/Г.С.Крипс/ и т.д.
Как видим преимущества групповой работы в том, что:

* ученик учится высказывать и отстаивать свое мнение,

* прислушиваться к мнению других,

* сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других,

* вырабатываются навыки контроля за действиями других и самоконтроля,

* формируется критическое мышление,

* оживляется поисковая активность учащихся,

* развиваются творческие способности.

Комплектование групп – одно из самых важных условий организации групповой работы.
Чаще всего учителя непродуманно комплектуют группы: если работа парная, то в эту пару, как правило, включают учащихся, сидящих за одной партой. Если расчитана на 4 человека, то впереди сидящие поворачиваются к сидящим сзади. Такое комплектование групп снижает эффективность совместной работы.
При комплектовании групп надо брать в 2 признака:
Уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений.
Некоторые учителя делят группы по однородности учебных успехов, гомогенные группы: сильные, средние, слабые ученики. Такое деление не оправдает себя, особенно это касается последней группы, да и не этично такое деление.
Решение обучающих и воспитательных задач лучше всего осуществляется в гетерогенной (разнородной) группе, где создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничеств

Leave a Reply

WP Theme & Icons by N.Design Studio
Entries RSS Comments RSS Log in