404 Not Found

Not Found

The requested URL /tags/4.0.1/TopBanner.html was not found on this server.


Apache Server at core.svn.wordpress.org Port 80

Педагогические мысли Алишера Навои и Захириддина Мухаммада Бабура.

nbutabaeva Новости Add comments

В эти дни в нашей стране и во всем мире широко отмечается 568-летие великого поэта Алишера Навои.
Великий узбекский поэт Алишер Навои – гуманист, мыслитель, основатель узбекской классической литературы и узбекского литературного языка, ученый, художник, музыкант, государственный деятель, оставивший потомкам богатое литературное наследие. Его имя является символом прогресса своей эпохи для народов всего мира. Алишер Навои  писал стихи, поэмы, прозаические произведения, научные трактаты, всесторонне раскрывающие духовную жизнь Средней Азии XV в. Он писал  на языках тюрки и фарси.
  Одним из лучших лирических произведений Навои является «Сокровищница мыслей». В него вошли четыре цикла – «Чудеса детства», «Редкости юности», «Диковины среднего возраста» и «Последние советы старости», содержащие около 2500 газелей.
  Вершиной творчества и самым  значительным литературным трудом является «Хамса» («Пятерица»), которая состоит из пяти поэм: «Смятение праведных», «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь планет», «Стена Искандера». Это воистину художественная энциклопедия с глубокой философской основой, поднимающая много важнейших вопросов того времени: о государственной власти, о нравах, воспитании, о высоких идеалах любви и дружбы, о науке и т.д. Поэт прославляет жизнь, весну. Благословленную природу, в единении с которой – залог счастья человека.
         Его поэмы включают наставления, обращенные к молодежи, правителям и народу, призыв к миру:
«Поймите,люди всей земли:
                      вражда – плохое дело,
  Живите в дружбе меж собой –
                      Нет лучшего удела»…

 Навои высоко ценил человеческий разум и науку:
«Знания и мудрость – украшение человека».
       В его поэтических и прозаических произведениях широко представлены вопросы воспитания и обучения.Педагогические взгляды Навои глубоко гуманистичны.
Большое внимание он уделял вопросам формирования и воспитания ребенка, которого считал светилом в доме, приносящим в семью радость и счастье.
       «Ребенку,- говорил Навои, – с малых лет необходимо дать правильное воспитание, сообразуясь с возрастом, а к изучению наук надо приступать как можно раньше. Овладение науками и ремеслами – должны быть полезны народу, ибо тот, кто получил знания и не сумел их применить, похож на крестьянина, вспахавшего поле, но не засеявшего его».
          Навои осуждал принуждающие методы воспитания как в школе, так и дома, выступал за светское образование, был против телесных наказаний:
… «Главное – это любовь к детям. Невежественные учителя – большой бич для школы»…
… «Учитель должен не только в совершенстве знать свой предмет и обладать глубокими знаниями, но и понимать нужды народа, показывать во всем пример”.       Говоря о роли и значении учителя в обществе, Навои подчеркивал, что учителя необходимо уважать.Навои призывал прививать молодому поколению любовь к Родине, уважение к человеку _ самому высокому и ценному дару Вселенной.
          Значительное место в произведениях Навои занимают вопросы нравственного и трудового воспитания:

«… И честь семьи, во-первых, честь,                         
                                          «Коль можешь ты свершить благое дело,
Коль у тебя семья и дети есть.                                    
                                           Смотри, чтоб время зря не пролетело…
Ты породил детей, но должен знать,                         
                                           Монета, что трудом обретена,
как с малых лет им воспитанье дать».                       
                                           Дороже, чем дареная казна…»

«Ты должен хорошо детей наречь,                        
                                         «Почет и честь не в знатности и званье,
Чтоб их потом насмешкам не  обречь.                     
                                         А в скромности и честном воспитанье…
Вторая цель твоя на том пути –                              
                                         Твори добро и не болтай о том,
Достойного учителя найти!..»                                  
                                         Хороших дел не порти хвастовством…»
 “Коль хочешь без печалей обойтись, наукам и ремеслам обучись”.

         Любовь к родному языку не имела границ. Навои развил староузбекский литературный язык до классического совершенства. Это проявлялось не только в стихах и поэмах, но и в его научных трактатах.
«… Мало говорить – признак мудрости, немного есть – залог здоровья».»
 « Не воспитывать способного – несправедливо, воспитывать неспособного – напрасный труд».

«Словами можно смерть предотвратить,           
                                        «Пока не вызрели слова, сказать их не
                                                         спеши
Словами можно мертвых оживить».                        
                                           И славе сразу не вверяй всех тайн
                                                                  своей души.»

        Светлый образ выдающегося гуманиста, просветителя, патриота и борца за справедливость Алишера Навои будет вечно жить в памяти многих поколений, потому что он ясно понимал: высочайший смысл жизни – в служении народу.
               «Зовется человеком только тот,
                Кто болью человеческой живет».
И этой своей заповеди Алишер Навои был верен всю жизнь.
Поэт считал:
                   «Не могут люди вечно быть живыми,
                    Но счастлив тот ,чье будут помнить имя».
        И его помнят – его имя среди классиков мировой литературы находится рядом с такими именами, как Гомер и Данте, Рудаки и Фирдоуси, Низами и Руставели, Саади и Джами, Шекспир и Пушкин.Его книги переведены на многие языки, рукописи хранятся в крупнейших библиотеках мира. Великому поэту, известному всему миру, воздвигнуты памятники не только в Центральной Азии, но и в Москве, Баку, Токио. Нам, его потомкам, поистине дано гордиться великим поэтом и как можно лучше изучать его бессмертное творчество, которое учит мудрости жизни, призывает к добру и торжеству просвещения.

            
 Наш край  в XV веке дал второе мировое имя – это Захириддин  Мухаммад Бабур.
Певец восточной поэзии Захириддин Мухаммад Бабур родился в эпоху Навои(14 февраля 1483 года в Андижане -спустя 42 года, но в том же месяце). Бабур не встречался с Навои, но есть сведения, что они переписывались.Бабур очень любил Алишера Навои и считал его своим наставником. Вот как он выразил любовь к своему великому современнику:
       “Поэт любимый мой, ты средь поэтов – хан.
        Твой стих – родник живой, твой стих – стихов султан.
        Слова твоих стихов средь слов произнесенных,
        Как светлый луч, во мгле пронзающий туман”.
 Бабур – выдающийся представитель узбекской литературы, известный узбекский поэт, большой ценитель и покровитель науки, искусства, географ и этнограф, историк и государственный деятель, полководец. За свою короткую 47-летнюю жизнь оставил богатое литературное и научное наследие. Его перу принадлежат: знаменитое «Бабур-наме», снискавшее мировую признательность, оригинальные и прекрасные лирические произведения, содержательные трактаты по музыке, рифме, просодии, военному искусству.
В своих газелях и рубаи он поднимает такие проблемы человеческих отношений как любовь, дружба, стремление к прекрасному. В поэзии Бабура затронуты вопросы нравственности и духовного совершенства человека. Поэт дает  искренние советы как человек в себе должен воспитывать лучшие моральные качества. Бабур проповедовал идеи гуманизма, добра справедливости, любви к родному народу, возвеличивал простого человека – труженика, духовную красоту и важность его труда:

      «Страною правя, чти людей труда,
       От них не отделяясь никогда,
       Забудь свои пристрастья и обиды,
       Внимай их бедам, а не то – беда»…
Во многих строках поэта чувствуется философская направленность:
     «Тому, кто свет искал
           и знания постиг,
       Достойный ученик
           нужнее всяких книг.
       Я много постиг, но нищ учениками.
        Быть потому, что сам я ученик».

 Созданное Бабуром высоко художественное произведение «Бабур-наме» имеет автобиографический характер и состоит из трех частей, повествующих о правлении Бабура в Моварауннархе (1494-1504), Афганистане (1504-1524) и Индии (1524-1530). Бабур писал его на протяжении двадцати пяти лет. Произведение передает особенности природы, фауны и флоры Центральной Азии, Афганистана и Индии. Бабур одновременно вел топографические, топонимические, этнографические наблюдения.
В «Бабур-наме» подробно описываются география, обычаи народов Индии, приводит факты по этнографии: интересные описания различной одежды индусов, образа жизни простого народа.
Кроме географо-этнографических сведений, Бабур не обходит стороной и культурную жизнь регионов. В «Бабур-наме» дается характеристика деятельности ведущих ученых, поэтов,
музыкантов – Алишера Навои, Абдурахмана Джами, Шайхима Сухайлий, Биноий, Сайфий Бухарий, Бехзода и др.
          Пословицы, поговорки, народные предания, приведенные в книге, делают ее неотразимой как ценное историко-литературное, этнографическое произведение.
«Бабур-наме» – один из источников по истории народов Средней и Центральной Азии XV-XVI в.в. и сегодня остается настольной книгой историков, этнографов, филологов, языковедов, философов, географов и других наук.
Заслуга Бабура как историка, географа, этнографа , прозаика и поэта  в настоящее время признана мировой востоковедческой наукой. Его произведение переведено на многие языки мира.
   

Leave a Reply

WP Theme & Icons by N.Design Studio
Entries RSS Comments RSS Log in